Как привить ребенку самостоятельность?

Как привить ребенку самостоятельность?

Что же такое самостоятельность?



На самом деле, единственная и самая важная миссия родителей – научить ребенка быть самостоятельным.

Самостоятельный человек знает, чего он хочет, и знает, как он может
этого достичь.
Самостоятельный человек независим. Это не значит, что  он одинок. 
Это значит, что отношения с другими он строит не на  принципах 
созависимости: 
«Я без тебя не могу, и ты без меня не  справишься», 
а на принципах симпатии: 
«Я без тебя могу, но мне приятно  быть рядом с тобой».

Мама самостоятельного ребенка. Кто она?

Мама самостоятельного ребенка учит, рассказывает, показывает, знакомит, помогает, но не делает за ребенка то, с чем он может
справиться.

Ребенок растет – и мама постепенно отпускает его от себя, понемногу передавая ему ответственность за то, что с ним происходит.

Формула проста:

1. сначала вы делаете что‐то вместе с ребенком,
2. потом он делает это сам, а вы, доверяя ему, подбадриваете и помогаете при необходимости.

3. И, наконец, он все делает один, а вы им гордитесь.


Ребенку важно знать, что мама им гордится. Потому что ощущение
успеха – движущий фактор развития.

Ориентируйтесь не на нормативные таблицы и предписания, а на импульсы вашего ребенка.

Если не дать ложку, когда есть импульс, потом может случиться так, что ребенок уже не захочет брать этот прибор в руку и начнет требовать, чтобы его кормили.

КОГДА ДАТЬ РЕБЕНКУ
ЛОЖКУ?

Тогда, когда он проявит
к ней интерес. Когда
потянется к ложке или
даже попытается у вас
ее отнять. Или когда
начнет активно есть
руками.

Когда ребенок пытается сам произносить слова, никто не закрывает ему рот, это даже звучит абсурдно.

Но иногда приходится слышать нечто подобное:


– Я сам пойду!
– Нет, ты упадешь, дай мне руку!
– Я сам понесу!
– Нет, ты уронишь!
– Я сам открою!
– У тебя не получится!
– Я сам налью!
– Нет, лучше я! Ты прольешь!

Вот так, постепенно, ребенок теряет тягу к самостоятельности и, что хуже всего, – начинает верить, что он не умеет, что он не справится и будет лучше, если все за него сделает мама.


Не думайте: пора или не пора?

Дайте ребенку попробовать. Может он или нет – это он сам
решит. Только обязательно будьте рядом для обеспечения безопасности.

Расширение рамок самостоятельности

Идеальные условия для развития самостоятельности: безопасное
пространство + личная мотивация ребенка (интерес, потребность) +
уверенность взрослого.

Пример расширения рамок для ребенка. Процесс купания:

Процесс купания
  1. Мама решает, когда купать ребенка, и сама его купает. Сначала рамки самостоятельности ребенка ограничиваются лишь выбором игрушки для купания. Оставить малыша одного в ванне, полагаю, здравомыслящему родителю и в голову не придет. Это опасно, малыш может потянуться за игрушкой, потерять равновесие, «нырнуть» и захлебнуться.
  2. Мама решает, когда купать ребенка. Ребенок сам выбирает игрушки для купания, шампунь, мыло и сам моется. Мама при этом, конечно же, рядом – контролирует процесс и качество, помогает при необходимости. Но просто контролировать процесс – мало. Ребенка нужно еще и учить безопасному поведению. Пустишь дело на самотек, ребенку может прийти в
    голову кувыркаться в ванне или нырять с края ванны вниз головой. А уж изобрести тысячу и один способ затопить соседей для него и вовсе пара пустяков.
  3. Ребенок уже знает, что такое безопасное поведение в ванне. Он сам выбирает время купания, сам осуществляет процесс и сам контролирует качество. А мама? Мама озвучивает условия, как часто нужно мыться и до которого часа нужно управиться.
  4. У ребенка уже четко сформированы понятия о чистоплотности и развиты навыки самообслуживания; когда пора купаться, он решает сам.
    Теперь в качестве «рамок» выступает условие опрятного внешнего вида.
    Когда стоит расширять рамки? Здесь все зависит в первую очередь не от возраста, а от поведения самого ребенка. Некоторых детей можно оставить и в пять лет на пару минут одних в ванне, а некоторых и в 7 лет нельзя — могут устроить потоп соседям.
Тинькофф Бизнес [CPS] RU Growfood

Что мешает стать мамой
самостоятельного ребенка?

Что же мешает маме?
  • Повышенная тревога
  • Перфекционизм
  • Желание контролировать
  • Желание моделировать судьбу ребенка
  • Дефицит времени
  • Страх дать ребенку совершить ошибку

МЕШАЮТ СТАНОВЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.


Разбитая чашка, разлитая вода, да что угодно – это жизненный
опыт ребенка. Будет ли этот опыт тормозящим активность, травматичным для самооценки или развивающим – зависит от
реакции и действий взрослого.

Мама самостоятельного ребенка предпочтет разделить тяготы уборки с ребенком, привлечет его к посильной помощи, не будет осуждать и говорить: «Я же говорила!!», не станет пугать страшными последствиями.

Biglion Издательство Clever Toy

Поделиться ссылкой:

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *